Обзоры по обращениям

Аналитический обзор

о работе с обращениями граждан, представителей организаций и жалобами, поданными в порядке подчиненности, по вопросам исполнительного производства

за 9 месяцев 2017 года

 

За 9 месяцев 2017 года в аппарате Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия (далее — Управление) и его структурных подразделениях принято к рассмотрению 945 обращений граждан и представителей организаций в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 59-ФЗ), что на 23,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее — АППГ), в котором принято к рассмотрению 1233 обращения.

Из указанного количества принятых к рассмотрению обращений 558 поступило от физических лиц (АППГ — 1121), что составило 59% от общего количества принятых обращений в отчетном периоде, 304 (32,2%) — представителей организаций (АППГ — 332). Таким образом, следует отметить, что основная масса обращений подана непосредственно гражданами.

Исходя из категорий заявителей к рассмотрению принято 618 обращений взыскателей (АППГ — 776), 244 — должников (АППГ — 370) и 83 от заявителей, не являющихся стороной исполнительного производства, (АППГ — 87).

Следует отметить тот факт, что согласно статистическим данным общее количество исполнительных производств, находившихся на исполнении в отчетном периоде, составило 442 091 исполнительных производств (АППГ —453 278), в том числе возбужденные в отчетном периоде 270 015 исполнительных производств (АППГ 292 856). Таким образом, в отчетном периоде наблюдается снижение поступления исполнительных документов на 22 841, а следовательно и общего количества исполнительных производств находившихся на исполнении в отчетном периоде.

Проведенный анализ показал, что количество обращений, принятых к рассмотрению в аппарате Управления, увеличилось на 9,1% и составило 373 (АППГ — 342). Вместе с тем, за 9 месяцев 2017 года на 41% сократилось количество обращений, поступивших из Администрации Президента Российской Федерации. Так, в отчетном периоде принято к рассмотрению 62 обращения, поступившего из Администрации Президента Российской Федерации (АППГ — 105).

Во исполнение п. 2.4. решения рабочей группы (протокол заседания № 9 от 19.02.2015 №А1-610в) Управлением разработаны и ведутся реестры оценки результатов рассмотрения обращений и принятых по ним мерам, оценки эффективности деятельности Управления на основе анализа порядка рассмотрения обращений граждан и представителей юридических лиц, а также на основе анализа количества и характера вопросов, содержащихся в обращениях, поступивших в Администрацию Президента.

В целях выработки мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих повышенной активности обращений по вопросам деятельности судебных приставов, адресованных Президенту Российской Федерации, Управлением ежеквартально проводится анализ итоговых таблиц оценки эффективности исполнительных органов государственной власти, деятельности федеральных государственных органов на основе анализа порядка рассмотрения обращений, количества и характера вопросов, а также итоговых таблиц оценки результатов рассмотрения обращений и принятых по ним мер федеральными государственными органами с учетом мнения авторов обращений о результатах рассмотрения обращений, представляемых Администрацией Президента Российской Федерации.

Также за 9 месяцев 2017 достигнуто сокращение количества обращений, принятых к рассмотрению в структурных подразделениях, с 891 обращений в АППГ до 572 — за 9 месяцев 2017 года или на 35,8%.

В отчетном периоде рассмотрено по существу 495обращений, а также по которым даны разъяснения, направлены сообщения — 307 обращений. Количество приобщенных к производству и отозванных заявителем обращений — 29.

Количество обоснованных обращений увеличилось по сравнению с прошлым годом на 6,3%, из общего количества обращений, рассмотренных за 9 месяцев 2017 года, признано обоснованными 17, за аналогичный период 2016 года признано обоснованными только 16 обращений. Основной объем удовлетворенных обращений составил в отделе судебных приставов по работе с физическими лицами № 1 г. Петрозаводска и Прионежского района — 9 (АППГ — 0). Основными причинами увеличения количества количества удовлетворенных обращений явилось бездействие и невыполнение всех предусмотренных законодательством мер судебными приставами исполнителями. Указанное обстоятельство обусловлено комплексной проблемой, в том числе временной нестабильностью и неукомплектованностью кадрового состава судебных приставов и руководящего состава Отдела.

Согласно статистическим данным количество повторных обращений уменьшилось на 12,5%. Так, за 9 месяцев 2017 года аппаратом Управления и структурными подразделениями принято к рассмотрению 42 повторных обращения, в аналогичном периоде прошлого года — 48. Сокращение количества поступивших повторных обращений обусловлено эффективным и своевременным реагированием на факты нарушения прав сторон исполнительного производства, в том числе своевременным урегулированием вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, что напрямую повлияло на сокращение их количества.

Также, реализуя процессуальный порядок оспаривания действий должностных лиц ФССП России, предусмотренный главой 18 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон №229-ФЗ), на рассмотрении в аппарате Управления и структурных подразделениях судебных приставов за 9 месяцев 2017 года находилось 655 жалоб в порядке подчиненности, что на 23,4% больше, чем за 9 месяцев 2016 года (АППГ — 531).

При этом от взыскателей по исполнительным производствам поступило 529 жалоб в порядке подчиненности, что составляет 80,8% от общего количества жалоб, от должников по исполнительным производствам — 116 жалоб (17,7%), от заявителей, не являющихся стороной исполнительного производства, — 10 жалоб (1,5%).

Из указанного количества отказано в рассмотрении по существу по 26 жалобам, поданным в порядке подчиненности, (4% от общего количества жалоб, находящихся на рассмотрении), 104 жалоб отозвано заявителями до принятия решения (15,9%). Причинами отказа в рассмотрении жалоб по существу является обжалование постановлений о взыскании исполнительского сбора, несоблюдение требований, установленных ч.ч. 1, 2 ст. 124 Закона №229-ФЗ, несоблюдение установленных сроков обжалования, установленных п. 2 ч. 1 ст. 125 Закона №229-ФЗ.

В течение 9 месяцев 2017 года в процессуальном порядке рассмотрено по существу 472 жалобы, из которых признаны обоснованными 79, за аналогичный период прошлого года были признаны обоснованными 82 жалоб из 407 рассмотренных по существу. Таким образом, в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло уменьшение количества удовлетворенных жалоб.

Из указанного количества жалоб в аппарате Управления на рассмотрении находилось 51 жалоба, подавляющее большинство из которых подано на ненадлежащий контроль со стороны начальников отделов за действиями судебных приставов-исполнителей при исполнении требований исполнительных документов, в том числе на постановления начальников отделов, принятых по итогам рассмотрения жалоб на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей.

Сравнительный анализ тематики обращений свидетельствуют об увеличении количества обращений по ряду категорий. Так, за 9 месяцев 2017 года к рассмотрению принято 507обращений — по взысканию денежных средств (АППГ — 708), 81обращение по вопросу взыскания алиментов (АППГ — 142), 47 — по жилищным спорам (АППГ — 75), 18по трудовым спорам (АППГ — 23). Вместе с тем указанные сведения свидетельствуют об уменьшении количества обращений по исполнительным производствам социальной значимости, в том числе о взыскании алиментов на 43% и предоставлении гражданам жилых помещений на 37,3%.

За 9 месяцев 2017 принято к рассмотрению 81 обращение, связанное с вопросами исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов, что составляет 8,6% от общего количества принятых к рассмотрению обращений (АППГ 142 — 11,5%). Также в отчетном периоде принято к рассмотрению в порядке подчиненности 31 жалоба (АППГ — 31), по результатам рассмотрения которых 3 жалобы признаны обоснованными. При этом за 9 месяцев 2017 года наблюдается сокращение количества обращений, поступивших из Администрации Президента Российской Федерации, по взысканию алиментов с 18 обращений, поступивших за 9 месяцев 2016 года, до 17 обращений за 9 месяцев 2017 года или на 5,6%.

В большинстве случаев обращения по данной категории связано с неполучением взыскателем алиментных платежей, в том числе отсутствием у взыскателей информации о ходе исполнительного производства - 63 обращения, что составило 77,8% от общего количества находящихся на рассмотрении обращений данной тематики (АППГ — 96, или 67,6%) и 9 жалоб в порядке подчиненности, что составило 29% от общего количества находящихся на рассмотрении жалоб данной тематики (АППГ — 16, или 51,6%), а также правильностью произведенного судебным приставом-исполнителем расчета алиментов — 8 (25,8%) обращения и 4 (12,9%) жалобы.

В свою очередь, неисполнение должником алиментных обязательств обусловлено отсутствием у должника имущества и доходов, значительным уровнем безработицы в районах республики вследствие банкротства и ликвидации ряда предприятий. Согласно отчету Министерства труда и занятости Республики Карелия уровень регистрируемой безработицы на 03 октября 2017 года в Карелии составил 1,59%.

По статистическим данным за 9 месяцев 2017 года структурными подразделения Управления возбуждено 3624исполнительных производств о взыскании алиментов, за АППГ — 3957 исполнительных производств.

За отчетный период судебными приставами-исполнителями окончено и прекращено 3555исполнительных производств о взыскании алиментов (АППГ — 3737), в том числе 2432 исполнительных производств в связи с направлением копий исполнительных документов в организации для удержания периодических платежей (АППГ — 2580).

Управлением продолжено исполнение ранее заключенного соглашения от 07.03.2008 № 10/03-11-1186-ЕД «О взаимодействии в сфере информационного обмена между Управлением Федеральной службы судебных приставов России по Республике Карелия и Министерством труда и занятости Республики Карелия». В рамках исполнительных производств о взыскании алиментов судебными приставами-исполнителями вручаются должникам направления в центры занятости населения.

По итогам работы за 9 месяцев 2017 года остаток исполнительных производств о взыскании алиментов на конец отчетного периода составил 6634, сумма непогашенной задолженности по исполнительным производствам о взыскании алиментов на 01.10.2017 составила 1166 млн.руб., в том числе 342 исполнительных производства указанной категории не окончены в связи с розыском должников.

Также,за 9 месяцев 2017 года Управлением по исполнительным производствам о взыскании алиментных платежей, об определении места жительства ребенка, порядка общения с ним, по которым место жительства взыскателя и должника территориально не совпадают, организовано информирование взыскателей о возможности использования информационных систем службы судебных приставов, размещенных на официальном интернет-сайте ФССП России и Управления, в том числе Банка данных исполнительных производств, сервиса «Интернет-приемная» и «Личный кабинет стороны исполнительного производства». Приведенные сведения обуславливают уменьшение количества жалоб и обращений по вопросам взыскания алиментов.

За 9 месяцев 2017 года в аппарат Управления и его структурные подразделения по категории трудовых споров поступило 18 обращений — 1,9% (АППГ 23 обращений — 1,9%). Количество обращений данной категории невелико и, как правило, связано с неисполнением судебных решений о взыскании заработной платы. В порядке подчиненности в отчетном периоде по указанной категории на рассмотрение поступило3 жалобы0,4%, в отличие от аналогичного периода прошлого года, в котором на рассмотрение жалоб по трудовым спорам поступила 1 жалоба (0,2%). По результатам рассмотрения обращения и жалобы обоснованными не признавались.

В порядке взаимодействия Управление принимает участие в заседаниях Межведомственной комиссии при Министерстве труда и занятости Республики Карелия по вопросам обеспечения полной и своевременной выплаты заработной платы, повышения уровня оплаты труда работников, поступления единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование, налога на доходы физических лиц, созданной Указом Главы Республики Карелия от 29.08.2006 № 130.

Основной задачей комиссии является координация деятельности органов исполнительной власти республики, взаимодействие с территориальными органами исполнительной власти, правоохранительными органами, государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, Объединением организаций профсоюзов в Республике Карелия, Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия в сфере соблюдения законодательства организациями, расположенными на территории Республики Карелия.

Вместе с тем, анализируя оперативные данные, общее количество находившихся на исполнении исполнительных производств о взыскании задолженности по заработной плате уменьшилось за счет снижения поступления и остатка исполнительных производств данной категории. Так, общее количество исполнительных производств данной категории, находившихся на исполнении в отчетном периоде, составило 2962 на сумму 156 862 тыс. руб (АППГ — 3902 на сумму 155 653 тыс. руб.), в том числе возбужденные в отчетном периоде 1412 исполнительных производств на сумму 67 114 тыс. руб. (АППГ — 1536 на сумму 70 734 тыс. руб.).

Невыплата заработной платы вследствие банкротства организаций в совокупности со специальным порядком её взыскания в процедуре банкротства, сложном для понимании граждан, в большинстве случаев явилось основанием для обращения граждан в структурные подразделения и аппарат Управления.

Проведенный анализ поступивших обращений указывает на тот факт, что за 9 месяцев 2017 года значительно уменьшилось количество обращений категории жилищных споров, а, в частности, по вопросам предоставления гражданам жилых помещений. Так, в отчетном периоде в аппарат Управления и структурные подразделения поступило 47 обращений (5%), за аналогичный период 2016 года — 75 (6%). Также по указанной категории поступило 7(1,1%) жалоб в порядке подчиненности (АППГ — 12 или 2,3%). При этом обращения и жалобы, поступившие в отчетном периоде 2017 года в рамках исполнительных производств о предоставлении жилья, обоснованными не признавались.

Согласно статистическим данным за 9 месяцев 2017 года в структурных подразделениях Управления на исполнении находилось 518(АППГ — 493) исполнительных производств о предоставлении гражданам жилых помещений, в том числе возбужденных в отчетном периоде — 124 (АППГ - 124).

В рамках исполнительных производств о предоставлении жилых помещений, одними из эффективных мер организации исполнения со стороны судебных приставов-исполнителей являются осуществление контроля за расходованием денежных средств, предусмотренных на приобретение жилых помещений, и соблюдением очередности предоставления жилых помещений муниципальными органами. Вместе с тем предоставление гражданам жилых помещений возможно лишь при финансировании строительства либо приобретения жилья. Наилучшие результаты по исполнению судебных актов о предоставлении гражданам жилых помещений отмечаются в тех муниципальных образованиях, муниципальные органы которых занимают активную позицию и принимают меры, направленные на решение жилищной проблемы.

В целях недопущения увеличения количества поступающих в адрес Управления обращений и жалоб в порядке подчиненности Управлением осуществляется комплекс мер, направленный на улучшение качества работы по вопросам предоставления гражданам жилых помещений, а именно:

  • ежеквартально судебные приставы-исполнители участвуют на заседаниях жилищных комиссий при рассмотрении вопросов распределения муниципального жилья;

  • осуществляются проверки протоколов жилищных комиссий, на которых рассматриваются вопросы распределения муниципального жилья;

  • ежеквартально судебные приставы-исполнители проводят проверку предоставления должником жилых помещений физическим лицам по договорам безвозмездного пользования, а также по договорам аренды и безвозмездного пользования юридическим лицам;

  • осуществляется контроль за расходованием денежных средств, предусмотренных на приобретение жилых помещений, за соблюдением очередности предоставления жилых помещений муниципальными органами.

За 9 месяцев 2017 года поступило 507 обращений по вопросам взыскания денежных средств, что составляет 53,7% от общего количества поступивших обращений (АППГ — 708 (57,4%), из них 73 (7,7%) обращения о взыскании денежных средств, находящихся на счетах в кредитных организациях. Также в отчетном периоде в порядке подчиненности рассмотрено 581 жалоба указанной категории (АППГ — 338), что составляет 88,7% от общего количества жалоб находящихся на рассмотрении в отчетном периоде.

Это самая распространенная по тематике категория жалоб и обращений, касающаяся взыскания задолженностей в пользу физических лиц и организаций, материального и морального ущерба и иных категорий имущественных исков, не привязанных к категории особой социальной значимости.

В большинстве указанных жалоб и обращений заявляется о непринятии судебными приставами-исполнителями всех предусмотренных законом мер, направленных на взыскание задолженности, бездействие, а также ненадлежащее рассмотрение судебными приставами-исполнителями ходатайств сторон исполнительного производства, не предоставление информации о ходе исполнительного производства.

Нередко указанные обращения содержат требования о совершении перечня исполнительных действий, предусмотренного ст. 64 Закона №229-ФЗ, в том числе получении сведений об имуществе должника из различных регистрирующих органов, проверке наличия совместно нажитого имущества и т.д., а также требования заявителя, подлежащие рассмотрению в процессуальном порядке, а именно в соответствии со ст. 45, 64.1, 65 либо 80 Закона №229-ФЗ, что влечет за собой вынесение дополнительных постановлений ввиду различных процессуальных сроков рассмотрения.

В целях сокращения количества поступающих в адрес Управления обращений и жалоб в порядке подчиненности Управлением осуществляется комплекс мер, направленный на улучшение качества работы.

В целях организации работы по взаимодействию с референтными группами по информированию их о деятельности ФССП России и Управления (Банк данных исполнительных производств, способы оплаты задолженности, сервисы Интернет-сайта ФССП России и др.), Управлением осуществляется комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества работы и повышения уровня открытости, при этом производится освещение деятельности судебных приставов в средствах массовой информации в виде публикаций, а также в ходе пресс-конференций и горячих линий, что позволяет проводить активную разъяснительную работу среди населения, при этом производится популяризация Банка данных исполнительных производств.

В течение 9 месяцев 2017 года неоднократно проведена республиканская акция «Узнай о своих долгах!». В акции приняли участие работники всех структурных подразделений Управления путем организации мобильных пунктов судебных приставов в местах массового пребывания граждан — крупных торговых центрах. В рамках акции судебные приставы информируют граждан о наличии/отсутствии задолженностей, оказывают им консультационную помощь, демонстрируют возможности использования интернет-ресурсов Управления, в частности Банка данных исполнительных производств. Так, например, в гипермаркете «Лента» сотрудники Управления провели совместную акцию «Узнай о своих долгах!», в которой также приняли участие специалисты, юрисконсульты ООО «КРЦ», АО «Карелгаз», по итогам которой принято более 70 граждан. Помимо наличия задолженности граждан интересовали вопросы, касающиеся обращения взыскания на доходы, взыскание алиментных платежей, условия ограничения права выезда за пределы Российской Федерации, разъяснение законодательства об исполнительном производстве. Особое внимание при проведении акции уделялось посетителям пенсионного возраста, которые не всегда являются частыми пользователями тех или иных информационных государственных систем. Также в рамках акции демонстрировались возможности получения информации о наличии (отсутствии) задолженности с мобильных устройств, использующих портативные операционные системы: Android, iOS и Windows Phone.

В каждом отделе судебных приставов определены телефонные номера, по которым граждане могут беспрепятственно обратиться в структурное подразделение по интересующим их вопросам и получить сведения справочно-информационного характера. Распоряжениями начальников отделов судебных приставов назначены лица, ответственные за прием телефонных звонков, и лица их замещающие.

В Управлении функционирует колл-центр. В целях его качественной работы ежемесячно утверждается график дежурства ответственных должностных лиц. Также в Управлении предусмотрена переадресация звонков из колл-центра, в случае отсутствия ответа, на дежурную часть Управления.

Представление информации заявителям осуществляется в объеме, предусмотренном ст. 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Одним из способов повышения открытости и доступности, а также снятия административного барьера в целях снижения количества поступающих обращений и жалоб является проведение личных приемов должностными лицами, в ходе которых проводится опрос граждан, заполняются соответствующие опросные листы по установленной форме. В целях наибольшей эффективности проведения личного приема граждан и представителей организаций начальниками отделов — старшими судебными приставами исполнительные производства, по которым обратились заявители, ставятся на личный контроль. В том числе в случае выявления в ходе осуществления личного приема нарушений со стороны судебных приставов-исполнителей принимаются незамедлительные меры по восстановлению нарушенных прав граждан. В целях недопущения снижения количества принимаемых граждан в сравнении с прошлым годом начальники отделов ориентированы на активизацию личного участия в личном приеме граждан.

Так, за 9 месяцев 2017 года количество граждан и представителей организаций, принятых на личном приеме в Управлении и его структурных подразделениях, составило 857 (АППГ — 957), из них должников — 429 (АППГ — 539), взыскателей — 353 (АППГ — 369), заявителей, не являющихся сторонами исполнительного производства — 75 (АППГ — 49). Руководством Управления осуществлен прием 96 граждан и представителей организаций (АППГ — 109), из них руководителем Управления принято на личном приеме 59 граждан и представителей организаций (АППГ — 53), начальниками структурных подразделений Управления принято 761 заявитель (АППГ — 848).

Ежеквартально руководитель Управления принимает участие в личном приеме граждан и представителей организаций в приемной Президента Российской Федерации в Республике Карелия.

В рамках выездных мероприятий в структурные подразделения судебных приставов руководителем Управления и его заместителями регулярно проводится прием граждан и представителей организаций. Так, по итогам работы за 9 месяцев 2017 года в ходе личного приема проведенного руководством Управления в структурных подразделениях, принято два гражданина.

Кроме этого Управлением введено в практику проведение совместных приемов граждан начальниками структурных подразделений — старшими приставами с представителями иных органов (Пенсионный фонд, ГИБДД, ИФНС, Прокуратура).

Управление на постоянной основе осуществляет сотрудничество с Уполномоченным по правам ребенка в Республике Карелия, в том числе в рамках заключенного ранее соглашения от 23.12.2011. Совместная работа направлена на проведение анализа законодательства Республики Карелия на предмет выявления пробелов и несовершенства с целью внесения изменений, касающихся прав и законных интересов несовершеннолетних, совместное решение вопросов, возникающих при исполнении исполнительных документов по алиментным обязательствам и обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениям, а также оказание содействия и финансирования социальной рекламы. Так, 30.05.2017 и.о. руководителем Управления проведен совместный личный прием с участием Уполномоченным по правам ребенка в Республике Карелия.

Также в целях исключения вдеятельности Управления и предотвращения случаев нарушения прав Человека и основных свобод, а также создания эффективного механизма взаимодействия должностных лиц Управления и Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия (далее — Уполномоченный) Управление на постоянной основе осуществляет сотрудничество с Уполномоченным, в том числе на основании заключенного 16.09.2016 соглашения о порядке взаимодействия (далее — Соглашение), в соответствии с которым определены механизмы взаимодействия сторон при рассмотрения обращений граждан, проведении проверок (совместных проверок) информации о нарушениях прав и свобод граждан, принятии мер, направленных на исключение нарушений прав человека в деятельности структурных подразделений Управления.

Также соглашением предусмотрено предоставление Уполномоченному информации о состоянии работы по обеспечению конституционных прав граждан в сфере исполнительного производства, существующих проблемах и мерах по их разрешению, проведение координационных совещаний с оценкой эффективности проделанной работы.

Организуется взаимодействие со взыскателями, предъявляющими значительное количество исполнительных документов (кредитные и микрофинансовые организации, предприятия ТЭК), направленное на оперативный обмен информацией и решение проблемных вопросов в рабочем порядке.

Разъяснение положений законодательства, процессуальных прав сторон исполнительного производства, использования иных способов общения с судебным приставом направлено на снижение обращений и жалоб.

Так, за 9 месяцев 2017 общее количество поступивших однотипных обращений составило2746 обращений, в том числе 251 однотипных обращения поступили в структурные подразделения в порядке Закона №59-ФЗ, что составило 26,6% от общего количества принятых к рассмотрению в отчетном периоде обращений.

Также в отчетном периоде поступило 88 однотипных жалоб, поданных в порядке Закона №229-ФЗ, что составило 13,4% от общего количества, находящихся на рассмотрении жалоб, и 2407 заявления (ходатайства) лиц, участвующих в исполнительном производстве, что составило 34,2% от общего количества заявлений (ходатайств), находящихся на рассмотрении в отчетном периоде.

Основная масса однотипных обращений и жалоб поступила от ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» (далее — ООО «СААБ»), ООО микрокредитная компания «Центр Денежной Помощи-Центр», а также от представителя ООО «Отличные наличные» и ООО микрокредитная компания «Бюро финансовых услуг» Стародубцева Р.А.

Жалобы и обращения, поступившие в адрес структурных подразделений в массовом порядке, подаются взыскателями для целей получения сведений о ходе исполнительного производства, имущественном положении должника и формирования собственных сведений о ходе взыскания долга. Вместе с тем реализация взыскателями права на массовые обращения и подачу жалоб в порядке подчиненности в ФССП России уже давно превратилась в инструмент эффективного воздействия на должностных лиц ФССП России, о чем представители указанных организаций открыто заявляют в ходе переговоров, обращений и размещения информации в своих информационных ресурсах.

В подавляющем большинстве жалобы носят бланкетный характер, не содержат существенных и конкретных доводов о нарушении законности, а основаны на нарушении судебным приставом-исполнителем 2-месячного срока совершения исполнительных действий и предполагаемом бездействии.

Взаимодействие со взыскателями, в том числе с представителями кредитных и микрофинансовых организаций, направляющих обращения в массовом порядке, производится на основании п. 10.19, п. 10.24 решения коллегии ФССП России, утвержденного приказом ФССП России от 15.08.2014 № 452.

Так, в целях взаимодействия со взыскателем в адрес руководства УФССП России по Нижегородской области было направлено письмо с просьбой провести рабочую встречу с представителями ООО «СААБ» на предмет исключения массового предъявления однотипных жалоб и обращений в территориальные органы ФССП России, в ходе которой заявителю разъяснены права взыскателя, возможности обращения с заявлением о ходе исполнительного производства и получении информации непосредственно от судебного пристава-исполнителя, в том числе путем использования личного кабинета стороны исполнительного производства.

Для сокращения поступления в структурные подразделения Управления письменных обращений, поручением Управления от 05.04.2017 № 10907/17/5274 «О взаимодействии с ООО «СААБ»» начальникам отделов — старшим судебным приставам дано указание о принятии обращений представителей ООО «СААБ» посредством телефонной связи, а также принятию исчерпывающих мер по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах.

В связи с тем, что Управлению не представилось возможным достигнуть соглашения с представителем ООО «Отличные наличные» Стародубцевым Р.А. подготовлено и направлено письмо в Управление рассмотрения обращений в исполнительном производстве ФССП России от 27.04.2017 №10905/17/6892 с просьбой оказания содействия и помощи в решении достижения соглашения с представителем указанной микрофинансовой организации на предмет работы по реестрам.

Кроме этого, в целях недопущения увеличения поступления обращений, в том числе исключения однотипных обращений и жалоб Управлением 11.04.2017 согласован порядок взаимодействия с ООО «СААБ» по представлению информации о ходе исполнительного производства, по которым ООО «СААБ» взыскатель либо представитель взыскателя. В том числе продолжено взаимодействие с АО «ОТП Банк» в соответствии с порядком взаимодействия по представлению информации о возбуждении (окончании) исполнительного производства, по которым АО «ОТП Банк» является взыскателем.

Косвенным подтверждением эффективности выработанных Управлением мер является сокращение поступления количества обращений, поступивших Управление и его структурные подразделения в массовом порядке от ООО «СААБ», ООО микрокредитная компания «Центр Денежной Помощи-Центр», однако недостижение соглашения с представителем ООО «Отличные наличные» Стародубцевым Р.А. привело к резкому увеличению обращений, жалоб и ходатайств, а следовательно и общего количества обращений, поступивших в структурные подразделения в массовом порядке. Так, по итогам работы за 9 месяцев 2017 года общее количество поступивших обращений, жалоб в массовом порядке составило 339 — 21,9% от общего количества находившихся на рассмотрении обращений и жалоб (АППГ — 101 (5,7%).

Также в целях сокращения поступления однотипных обращений и жалоб Управлением с представителем кредитной организации АО «ОТП Банк» разработан порядок взаимодействия по представлению информации о возбуждении (окончании) исполнительного производства, по которым АО «ОТП Банк» является взыскателем.

Достигнута договоренность с ООО Хоум Кредит энд Финанс Банк об использовании прав взыскателя, исключающих массовое направление в адрес Управления и его структурных подразделений обращений и жалоб в порядке подчиненности на действия (бездействие) должностных лиц.

Информация о возможностях банка данных исполнительных производств доводится до сведения граждан, представителей организаций, сторон исполнительного производства и при рассмотрении письменных обращений, поступающих в Управление. Информация о порядке обжалования действий (бездействия) должностных лиц Управления размещена на информационных стендах во всех структурных подразделениях в соответствии с приказом ФССП России от 23.10.2013 № 492 (карманы №№ 2-4), а также на интернет-сайте Управления.

Проведенный анализ показал, что количество обращений и жалоб в порядке подчиненности, поступивших за 9 месяцев 2017 года сократилось в 1,1 раза или на 9,3%. Косвенным подтверждением того факта является использование сторонами возможности обращения к судебному приставу с соответствующими ходатайствами в рамках исполнительного производства, которые подлежат рассмотрению в процессуальном порядке. Так, в отчетном периоде на рассмотрении находилось 7045 заявлений (ходатайств) граждан и представителей юридических лиц, поданных в порядке ст. 64.1 Закона №229-ФЗ в рамках исполнительного производства, что на 3,1% больше чем в АППГ, в котором принято к рассмотрению 6831 заявление (ходатайство).

В целях избежания пропуска сроков представления ответов на обращения граждан и представителей юридических лиц Управлением проводится ежедневный мониторинг АИС ФССП России на предмет соблюдения сроков рассмотрения обращений (в т.ч. электронных обращений, поступающих посредством системы электронного документооборота в электронную приемную, ЕПГУ, личный кабинет стороны исполнительного производства), а также в аппарате Управления разработана информационная витрина, позволяющая формировать из программного комплекса АИС ФССП России информацию о своевременном рассмотрении обращений. В аппарате Управления назначены должностные лица, ответственные за ежедневный мониторинг АИС ФССП России.

Во исполнения поручения заместителя руководителя Управления от 20.01.2017 №10907/17/932 начальниками отделов — старшими судебными приставами структурных подразделений Управления актуализированы распоряжения о назначении ответственных лиц за качеством и сроками рассмотрения обращении граждан, представителей организаций, жалоб, поданных в порядке подчиненности и ходатайств сторон исполнительного производства, а также лиц, ответственных за контролем сроков рассмотрения обращений.

При этом в целях контроля за качеством рассмотрения обращений Управлением в необходимых случаях при направлении обращений в структурное подразделение для рассмотрения истребуется копия ответа на данное обращение для оценки полноты рассмотрения заявленных требований.

В целях совершенствования организации работы с обращениями граждан и представителей организаций, исключения фактов нарушения порядка и сроков их рассмотрения Управлением организовано проведение занятий с должностными лицами, осуществляющими прием граждан и представителей организаций, по изучению положений Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10.12.2010 №682, Методических рекомендаций об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности от 29.09.2011 № 01-14, Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве от 11.04.2014 № 15-9 (поручения заместителя руководителя Управления от 03.04.2017 № 10907/17/5093, 28.04.2017 №10907/17/7381).

Для исключения фактов нарушения порядка и сроков их рассмотрения до всех работников Управления доведены информационные письма ФССП России от 30.04.2015 №00063/15/26365-АП «О причинах привлечения должностных лиц территориальных органов ФССП России к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ», от 03.02.2017 № 00151/17/9363-РС «Анализ сведений территориальных органов ФССП России по фактам привлечения должностных лиц к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ по итогам работы за 12 месяцев 2016 года», а также организовано изучение структурными подразделениями Управления «постановления Верховного суда Республики Бурятия от 28.12.2016 об отмене постановлений мировых судей судебных участков № 1 и № 4 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 02.09.2016 и от 06.09.2016 о привлечении заместителя руководителя УФССП России по Республике Бурятия — заместителя главного судебного пристава Республики Бурятия к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ». Кроме этого, организовано изучение поручения ФССП России от 28.03.2017 № 00063/17/26848-ВВ «О нарушениях в сфере документационного обеспечения и законодательства о рассмотрении обращений, послуживших поводом для внесения актов прокурорского реагирования в 2016 году».

В адрес структурных подразделений подготовлены и направлены информационно-инструктивные письма с подробным анализом причин и условий, способствующих совершению правонарушения, недопустимости нарушения законодательства о рассмотрении обращений граждан, в том числе 20.01.2017 №10907/17/918 «О надлежащем рассмотрении обращений граждан», 20.01.2017 «О недопущении нарушения действующего законодательства», 10.02.2017 №10907/17/2399 «О надлежащем рассмотрении запросов о ходе ИП», 10.02.2017 №10907/17/2419 «О работе с жалобами признанными обоснованными», 16.03.2017 №10907/17/4210 «О надлежащем рассмотрении обращений граждан», 17.04.2017 №10907/17/5995 «О недопущении нарушения действующего законодательства», 28.04.2017 №10907/17/7381 «О рассмотрении заявлений (ходатайств) о розыске должников», 19.05.2017 №10907/17/8354 «О недопущении нарушения действующего законодательства», 30.06.2017 № 10907/17/10509 «О классификации поступающих обращений и их учете в АИС ФССП России».

Институт обжалования в процессуальном порядке служит для начальника структурного подразделения судебных приставов отдела средством своевременного реагирования на нарушения законодательства подчиненными ему должностными лицами. В случаях признания жалобы, поданной в порядке подчиненности, обоснованной полностью или в части с обязанием должностного лица принять по жалобе новое решение, начальники отделов докладывают о результатах принятого ими решения.

Кроме этого, при признании обращений, жалоб в порядке подчиненности обоснованными аппаратом Управления ежемесячно осуществляется проверка, на предмет применения должностными лицами всех необходимых мер, в целях устранения выявленных при рассмотрении обращений нарушений, кроме этого ежеквартально осуществляется проверка и анализ реестров обращений и жалоб, поданных в порядке подчиненности и признанных обоснованными.

Работа с обращениями граждан о взыскании алиментных платежей и предоставления жилья поставлена на контроль руководства Управления, в том числе исполнение исполнительных производств, по которым обратились заявители, ставятся на личный контроль начальника структурного подразделения. В случае выявления нарушений со стороны судебных приставов-исполнителей принимаются незамедлительные меры по восстановлению нарушенных прав граждан, кроме этого при выявлении грубых нарушений со стороны судебных приставов-исполнителей в обязательном порядке инициируется проведение служебных проверок. Так, за 9 месяцев 2017 года в связи с нарушениями законодательства, установленными в ходе рассмотрения обращений и жалоб в порядке подчиненности, проведено 20 служебных проверок, по результатам которых 14 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Также качеству и срокам рассмотрения обращений уделялось пристальное внимание в ходе проведения проверок структурных подразделений. Кроме этого, в целях контроля организации работы с обращениями граждан и представителей организаций, а также исключения фактов нарушения сроков их рассмотрения аппаратом Управления в течение 9 месяцев 2017 года проводились внеплановые проверки сведений, содержащихся в ведомственном статистическом отчете формы 6-1 и 6-2, с документами первичного регистрационного и статистического учета. Так, проведена проверка сведений, содержащихся в ведомственном статистическом отчете формы 6-1 и 6-2, представленном отделом судебных приставов по работе с физическими лицами № 1 г. Петрозаводска и Прионежского района и отделом судебных приставов по работе с физическими лицами № 2 г. Петрозаводска за январь 2017 года, по результатам которой начальники указанных структурных подразделений заслушаны на оперативном совещании при руководителе Управления. Также проведена проверка жалоб, поступивших в отдел судебных приставов по работе с юридическими лицами г. Петрозаводска и Прионежского района в порядке подчиненности на предмет соблюдения главы 18 Закона № 229-ФЗ и инструкции по делопроизводству в Федеральной службы судебных приставов, по результатам которой начальнику отдела — старшему судебному приставу оказана методическая помощь по организации рассмотрения обращений и жалоб.

В целях повышения качества работы в Управлении ежеквартально проводится обучение с начальниками структурных подразделений, а также лицами, ответственными за регистрацию обращений, жалоб, поданных в порядке подчиненности, и ходатайств. Так, за 9 месяев 2017 обучение проводилось 10.03.2017 в рамках заседания коллегии, 23.06.2017 в формате телефонной конференцсвязи и 19.09.2017.

07.04.2017 Управлением проведено заседание общественного совета с участием, в том числе Законодательного Собрания Республики Карелия, Уполномоченного по правам ребенка и Уполномоченного по защите прав предпринимателей Республики Карелия, в ходе которого заслушан доклад начальника отдела правового обеспечения и работы с обращениями граждан Управления Ламзина А.А. о работе с обращениями граждан в 2016 году и истекший период 2017 года, подведены итоги за 2016 год и обозначены приоритеты на 2017 год и помимо прочего определены совместные мероприятия, направленные на реализацию принципа открытости органов государственной власти и проведение совместных приемов в течение 2017 года.

Несмотря на принятые меры, по итогам работы за 9 месяцев 2017 года в отношении двух должностных лиц Управления вынесены постановления о возбуждении дел об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ, основанием для их составления явилось нарушение положений ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращений представителя филиала ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога Гущина Р.А.

Так, 28.02.2017 в Отдел поступили обращения представителя филиала ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога Гущина Р.А. о представлении информации о ходе исполнительных производств, возбужденных в отношении Долгушева А.Д. и Гущина Р.А. Указанные обращения зарегистрированы в АИС ФССП России 01.03.2017, переданы судебным приставам-исполнителям Дешко Е.А. и Коледову Л.С., однако судебным приставом-исполнителем Дешко Е.А. ответ на обращение направлен с нарушением срока в 1 день, судебным приставом-исполнителем Коледовым Л.С. ответ на обращение подготовлен заявителю также с нарушением установленного срока.

19.04.2017 в прокуратуру города Петрозаводска поступило обращение заявителя о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.59 КоАП РФ, в связи с нарушением срока предоставления ответа на обращение. По результатам проверки доводов филиала ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога 12.05.2017 прокуратурой г. Петрозаводска в отношении судебных приставов-исполнителей Дешко ЕА. и Коледова Л.С. возбуждены производства по делу об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых 05.06.2017 мировым судьей судебного участка № 4 г.Петрозаводска Республики Карелия Коледов Л.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 5 000 руб.

23.06.2017 подана апелляционная жалоба, по результатам рассмотрения которой решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14.07.2017 постановление мирового судьи судебного участка № 4 г. Петрозаводска Республики Карелия №5-526/2017-4 от 05.06.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении Коледова Л.С. оставлено без изменения, жалоба — без удовлетворения.

При этом, в отношении Дешко Е.А. производство по делу №5-524/17-4 об административном правонарушении прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, Дешко Е.А. освобождена от административной ответственности, ей объявлено устное замечание.

В соответствии с п. 2.4 Приказа ФССП № 153 от 10.03.2016 Управлением организовано проведение ежеквартальных сверок с органами прокуратуры на предмет вынесения в отношении должностных лиц структурных подразделений Управления постановлений о возбуждении дел об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ, по результатам проведения которых фактов сокрытия начальниками структурных подразделений сведений о вынесении в отношении должностных лиц постановлений о возбуждении дел об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ не выявлено.

Подводя итог проделанной работы по рассмотрению обращений и жалоб, поданных в порядке подчиненности, в УФССП России по Республике Карелия, можно отметить, что наиболее частым основанием для обращения граждан и организаций с жалобами является бездействие должностных лиц Управления. Однако недостижение конечного результата, а именно полного исполнения решения суда в желаемые для взыскателя сроки, не всегда обусловлено бездействием судебных приставов-исполнителей.

Исходя из изложенного можно сделать вывод о недостаточном взаимодействии судебного пристава-исполнителя, как с должниками, так и со взыскателями, в первую очередь, не направление или несвоевременное направление процессуальных документов в адрес сторон исполнительного производства и разъяснения последним положений Закона №229-ФЗ, которым установлен определенный порядок и условия совершения тех или иных исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения. Неполучение такого разъяснения зачастую и приводит к тому, что сторона исполнительного производства ищет истину посредством письменного обращения, жалобы.

Вместе с тем на фоне незначительного снижения поступления исполнительных документов в течение 9 месяцев 2017 прослеживается положительная динамика уменьшения количества поданных обращений и жалоб, из чего следует, что цели проведения личного приема по итогам работы за истекший период 2017 года достигнуты.

Организация работы по рассмотрению обращений граждан и представителей организаций в аппарате Управления и структурных подразделениях осуществляется в соответствии с требованиями законодательства, приказов Минюста России, приказов и инструктивных писем ФССП России и УФССП России по Республике Карелия по данному направлению деятельности.

Данное направление работы ежеквартально анализируется в аппарате Управления и в его структурных подразделениях, обзорная справка направляется в структурные подразделения для изучения и использования в работе.

  

Отдел правового обеспечения и работы с обращениями граждан

Время создания документа: 12 октября 2017 13:37

Версия для печати